Развивающая читательская среда в детском саду. Примеры элементов, как ее создать.
Консультация для
воспитателей.
Подготовила Андреева
В.В.
Развивающая
читательская среда в детском саду.
Примеры элементов, как ее создать.
Художественная литература открывает ребенку
главную тайну жизни – он не одинок в
этом мире:
то, что заботит его, заботило его предков,
заботит его современников, будет
заботить его детей и внуков.
А.И. Княжицкий
Общие требования для всех групп.
Что такое уголок
книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой
комнате. Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в
групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех
возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Оформление книжного
уголка должно соответствовать требованиям ФГОС и принципам развития предметно
пространственной среды.
Требования по ФГОС.
Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый
маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без
посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В
книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и
зачитанные, но аккуратные. Книжный уголок по возможности должен располагаться
вдали от места для игр, ближе к окну. Это должно быть уютное, тихое и спокойное
место, в котором дошкольник сможет "пообщаться" с литературой. Уголок
должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям детей группы. При
оформлении книжного уголка следует учесть целесообразность и удобство. Уголок
должен быть привлекательным, уютным, располагающим малыша к сосредоточенному,
неторопливому общению с произведением. Подбор литературы и педагогическая
работа, проводимая в книжном уголке, обязаны соответствовать возрастным
потребностям, программой и особенностям детей.
Требования к книжному
уголку.
1. Книжный уголок
должен быть содержательно насыщенный. В нём располагают издания, которые
хорошо знакомы детям. Следует помнить, что, несмотря на различные вкусы детей,
все они любят сказки, юмористические стишки. Кроме самих книг здесь могут быть
и отдельные красочные познавательные картинки, которые наклеиваются на плотную
бумагу. Уголок должен быть вариативный.
2.Книжный уголок
должен быть вариативный (периодичность и сменяемость) Помимо книг по программе
от рождения до школы должны быть любимые произведения детей. С. Маршака, Н.
Носова, Э. Успенского и .т.д. Наряду с художественной литературой на полках
могут размещаться книги, посвященные флоре и фауне. Рассматривая картинки, дети
входят в мир природы, учатся лучше понимать окружающий мир
3.Уголок должен быть
трансформируемый. (Периодичность смены книг в книжном уголке зависит от
конкретных образовательных задач. Состав книжного уголка может не меняться в
течение одной-двух недель тогда, когда к нему, в соответствии с тематикой
недели, постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. При смене книг надо
указать детям на происшедшие изменения, дать им возможность рассмотреть новые
книги и спросить у детей, что остановило их внимание и какую книгу им
захотелось прочесть в первую очередь.)
4.Книжный уголок
должен быть доступный и безопасный. Оформлен в соответствие требованиям
санпина. Уютным, привлекательным, украшением могут быть предметы
народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции
картин-миниатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки. Главное, чтобы
ребенку было уютно. (Существуют различные варианты оформления книжного уголка:
– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы; –Специально
выделенные столы и к ним стулья или кресла).
Оснащение книжного уголка.
ПЕРВАЯ младшая группа от 2-3 лет.
В «Уголке книги»
групп раннего возраста, необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек.
В книжном уголке должно находиться немного книг – 3-4, но у воспитателя в
запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: т.к. маленькие
дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то
и у других возникает желание получить точно такую же.
- Книги на
плотной основе по знакомым программным сказкам, «Курочка ряба», «Репка»,
потешкам, «Ладушки –ладушки! Где были? У бабушки», «Сорока-белобока» объемом не
более 5 листов;
-Книги с
динамичными элементами;
- Книжки разного
формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки,
книжки – малышки;
- Книжки-панорамы (с
раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
- Музыкальные
книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
-
Книжки-раскладушки. А также можно использовать отдельные картинки,
наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие
для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные», «Дикие
звери и др.).
Воспитательно-образовательная работа с детьми:
· Воспитатель
знакомит детей с уголком книги,
· Его
устройством и назначением,
· Приучает
рассматривать книги (картинки) только в книжном уголке ,сообщает правила,
которые нужно соблюдать: · брать книги только чистыми
руками, · перелистывать осторожно, · не рвать, не мять, не
использовать для игр. · после того как посмотрел, всегда класть книгу
на место и др.
Оснащение книжного уголка от 3-4 лет. 2 младшая группа.
В книжном уголке
2 мл. группы должно находиться 4 – 5 наименований книг.
- Книги с
твердыми листами, что и в 1 младшей;
- Книги с
обычной листовой структурой;
- Красочные
иллюстрации на темы русских народных сказок.
-
Книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Теремок» с иллюстрациями Ю.
Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из
Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К.
Чуковского с рис. В. Конашевича; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В.
Маяковского, · «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.
- Сюжетные
картинки по сказкам, программным произведениям.
Воспитательно-образовательная работа с детьми:
- Воспитатель закрепляет
знания об устройстве и назначении книжного уголка;
- Учит
самостоятельно и аккуратно рассматривать книги.
- Во второй
младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных
программой ДОУ.
- В книжном
уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может
подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.
- Педагог учит
внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия,
побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Неоднократное общение с
книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и
испытывать радость, которую приносит встреча с любимыми героями.
Оснащение книжного уголка. Средняя группа от 4-5 лет.
В
средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей.
На полочке-витрине в книжном уголке помещают знакомые сказки, рассказы о
природе, животных 4–6 книги, остальные хранятся в шкафу. Требования к книгам
остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми
книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения,
книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки
на темы художественных произведений.
В книжный уголок
помещают -книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными
художниками. В средней группе дети рассматривают альбомы, которые были
сделаны руками педагога по темам: «Овощи», «Фрукты», «Аквариумные рыбки», «Российская
армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года». Помимо книг и альбомов
постепенно педагог знакомит детей с материалом для ремонта книг (бумага, ткань,
ножницы, клей и др.) Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам
воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. У детей формируются
устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к
отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить
детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не
загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения:
проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую
хочет почитать воспитатель, и др.
В книжном уголке должны быть: картинки –иллюстрации для рассматривания по
произведениям, портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А.Пушкин;
оформляются тематические выставки (1 раз в квартал); тематическая выставка о
космосе или же выставка, посвященная животным. Это может быть выставка сказок
А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и
др.
Воспитательно-образовательная работа с детьми:
- Закрепляются
основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения
должны стать привычкой.
- Воспитатель обращает
внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода
за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.
- Воспитатель
продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на
сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется,
знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о
литературных произведениях, которые детям читают дома.
Оснащение книжного уголка Старшая группа 0т 5-6 лет.
В старшей группе содержание книжного уголка становится более разносторонним за
счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине
увеличивают от 8 и до 12, но в распоряжении детей книг должно быть больше.
Книги могут быть одного наименования, но иллюстрированные разными художниками.
Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень
художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и
разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят русские
народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных
авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике
здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические
и др., разного формата, с иллюстрациями и без них. Для витрины книги выбираются
с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя,
юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных
сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и
определяется воспитателем. Сюда
помещаем:
· Портреты
писателей и художников – иллюстраторов .
· Книги, которые
рекомендованные программой; «От рождения до школы»
· Книги – самоделки,
состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими
детьми;
· Энциклопедии
(«умные» книжки).
· Альбомы или
иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
· Наборы
открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных
произведений, мультфильмов;
· Периодически
(1 раз в квартал) оформляются тематические выставки.
Воспитательно-образовательная работа с детьми:
Старшие дошкольники достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними
обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным,
корректным.
· Воспитатель
помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного
сосредоточенного общения детей с книгой;
· Способствует
совместному рассматриванию и обсуждению.
· Общение
воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;
· Побуждая детей
вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует
умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств;
· А также
педагог закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам;
· Формирует
гражданские черты личности, патриотические чувства;
· Знакомит с
миром природы, ее тайнами. Кроме того, в старших группах необходимо иметь
материалы и оборудование для ремонта книг: полоски бумаги; клеенка, тряпочка;
кисточка; клей; скотч.
Подготовительная группа от 6-7 лет.
Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке.
Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач,
которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. В
подготовительной группе рекомендуется помещать в книжный уголок:
· книги на
различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и
вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы,
растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.);
· 2-3
сказочных произведения;
· стихи,
рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка,
знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
· издания
произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
· весёлые книги
С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и многих
других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
· книги,
которые дети приносят из дома;
· добавляются
книги на школьную тематику;
· тематические
альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками
альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора»
А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из
отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах
того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к
книгам; портреты известных детских писателей, поэтов.
Чтобы дети лучше
узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода:
прозаические, поэтические, художественные.
В книжном уголке
подготовительных групп должна быть библиотека. Необходимо подготовить атрибуты
для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные
карточки на каждую книгу и др.) Дети берут книги из библиотеки по своему
желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В книжный уголок можно
поставить магнитофон со сказками. Также можно на полочке-витрине выставить
книги для самостоятельного чтения. Иногда дети приносят книги из дома, им
хочется, чтобы воспитатель обязательно их прочел, рассмотрел, показал всем
детям. В связи с этим можно также устроить выставку домашних книг. Пусть дети
расскажут о своей книге, о том, что им в ней нравится.
Воспитательно-образовательная работа с детьми:
В подготовительной группе можно организовать дежурство воспитанников, которые
выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Детей седьмого года учат
понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим
героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга,
сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя. Беседы со старшими
дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с
организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам,
ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно. Герои книг
оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляются
альбомы, выставки для книжного уголка. Особое удовольствие получают дети от
разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Общение с ними не
только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую
человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в
жизни и литературе.
Для того, чтобы
приобщить детей к трудовой деятельности и воспитывать в них положительное и
бережное отношение к книге, в уголке может быть организована «Мастерская по
ремонту книг». В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут
отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть
размещены в книжном уголке. Приобретению знаний по литературе, начитанности
способствуют литературные игры, такие как «Собери картинку», «Любимые сказки»,
пазлы по мотивам известных детям сказок, игры бродилки. Наличие разных видов
театра в книжном уголке, способствует закреплению знакомых сказок, стихов, потешек,
и совершенствованию художественно-речевых навыков, умению интонацией передать
характер героев. Увлекательной и результативной формой работы по воспитанию
интереса к книге является создание книг своими руками. Кроме чтения и
рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются
такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о
писателях и художниках, литературные утренники. В Уголке Книги воспитатель
имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.
Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки. Цель
тематической выставки-углубить литературные интересы детей. Тема выставки
обязательно должна быть важной, актуальной для детей. Книжные выставки лучше
проводить к предстоящим праздникам, юбилеям писателей или
художников-иллюстраторов, или ко дню детской книги.
1. Необходим
тщательный отбор книг, иллюстраций художников, открыток, картинок, фотографий,
а также детских рисунков. Можно привлекать детей к оформлению выставок,
приглашать ребят из соседней группы. -формировать культуру поведения (этикет).
Формировать диалогического общение: умения задавать вопросы, отвечать на
заданные вопросы.
2. Выставка должна
быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно
ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. внимание и интерес
дошкольников будет снижаться.
Требования к организации выставки
· Тематические
выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.
· Младшие группы-
1-2 в конце года (после адаптационного периода).
· Средняя
группа - 3-4 раза в год.
· Старший
дошкольный возраст 5-6 и более. Например, можно посвятить выставку даже одной
книги, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками.
Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят эти шедевры
книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере
художников, выберут себе ту книгу, которая будет ближе их эстетическому
вкусу.
Комментарии
Отправить комментарий