Развивающая читательская среда в детском саду. Примеры элементов, как ее создать.

 

Консультация для воспитателей.

Подготовила Андреева В.В.

Развивающая читательская среда в детском саду.
Примеры элементов, как ее создать.

               Художественная литература открывает ребенку

 главную тайну жизни – он не одинок в этом мире:

то, что заботит его, заботило его предков,

 заботит его современников, будет заботить его детей и внуков.

А.И. Княжицкий

Общие требования для всех групп.

               Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате. Книжный уголок - необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей. Оформление книжного уголка должно соответствовать требованиям ФГОС и принципам развития предметно пространственной среды.

Требования по ФГОС.

      Книжный уголок должен располагаться так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, и красивые, и зачитанные, но аккуратные. Книжный уголок по возможности должен располагаться вдали от места для игр, ближе к окну. Это должно быть уютное, тихое и спокойное место, в котором дошкольник сможет "пообщаться" с литературой. Уголок должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям детей группы. При оформлении книжного уголка следует учесть целесообразность и удобство. Уголок должен быть привлекательным, уютным, располагающим малыша к сосредоточенному, неторопливому общению с произведением. Подбор литературы и педагогическая работа, проводимая в книжном уголке, обязаны соответствовать возрастным потребностям, программой и особенностям детей.

Требования к книжному уголку.

1. Книжный уголок должен быть содержательно насыщенный. В нём  располагают издания, которые хорошо знакомы детям. Следует помнить, что, несмотря на различные вкусы детей, все они любят сказки, юмористические стишки. Кроме самих книг здесь могут быть и отдельные красочные познавательные картинки, которые наклеиваются на плотную бумагу. Уголок должен быть вариативный.

2.Книжный уголок должен быть вариативный (периодичность и сменяемость) Помимо книг по программе от рождения до школы должны быть любимые произведения детей. С. Маршака, Н. Носова, Э. Успенского и .т.д. Наряду с художественной литературой на полках могут размещаться книги, посвященные флоре и фауне. Рассматривая картинки, дети входят в мир природы, учатся лучше понимать окружающий мир

3.Уголок должен быть трансформируемый. (Периодичность смены книг в книжном уголке зависит от конкретных образовательных задач. Состав книжного уголка может не меняться в течение одной-двух недель тогда, когда к нему, в соответствии с тематикой недели, постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. При смене книг надо указать детям на происшедшие изменения, дать им возможность рассмотреть новые книги и спросить у детей, что остановило их внимание и какую книгу им захотелось прочесть в первую очередь.)

4.Книжный уголок должен быть доступный и безопасный. Оформлен в соответствие требованиям санпина. Уютным, привлекательным, украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки. Главное, чтобы ребенку было уютно. (Существуют различные варианты оформления книжного уголка: – Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы; –Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла).

                                      

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оснащение книжного уголка.

ПЕРВАЯ младшая группа от 2-3 лет.

 В «Уголке книги» групп раннего возраста, необходимо выставлять как можно больше книжек-игрушек. В книжном уголке должно находиться немного книг – 3-4, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг: т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

 - Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, «Курочка ряба», «Репка», потешкам, «Ладушки –ладушки! Где были? У бабушки», «Сорока-белобока» объемом не более 5 листов;

  -Книги с динамичными элементами;

 - Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;

- Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

-  Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);

-  Книжки-раскладушки. А также можно использовать отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные», «Дикие звери и др.).

Воспитательно-образовательная работа с детьми:

 · Воспитатель знакомит детей с уголком книги,

 · Его устройством и назначением,

· Приучает рассматривать книги (картинки) только в книжном уголке ,сообщает правила, которые нужно соблюдать: · брать книги только чистыми руками, · перелистывать осторожно, · не рвать, не мять, не использовать для игр. · после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.

 

 

 

 

 

 

 

Оснащение книжного уголка от 3-4 лет. 2 младшая группа.

 В книжном уголке 2 мл. группы должно находиться 4 – 5 наименований книг.

  - Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;

 -  Книги с обычной листовой структурой;

 - Красочные иллюстрации на темы русских народных сказок.

 -  Книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича;  «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, · «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.

 - Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

Воспитательно-образовательная работа с детьми:

-  Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка;

 -  Учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги.

-  Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ.

 - В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником.

-  Педагог учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать радость, которую приносит встреча с любимыми героями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оснащение книжного уголка. Средняя группа от 4-5 лет.

          В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине в книжном уголке помещают знакомые сказки, рассказы о природе, животных 4–6 книги, остальные хранятся в шкафу. Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.

 В книжный уголок помещают -книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками.  В средней группе дети рассматривают альбомы, которые были сделаны руками педагога по темам: «Овощи», «Фрукты», «Аквариумные рыбки», «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года».  Помимо книг и альбомов постепенно педагог знакомит детей с материалом для ремонта книг (бумага, ткань, ножницы, клей и др.) Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. У детей формируются устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др.

         В книжном уголке должны быть: картинки –иллюстрации для рассматривания по произведениям, портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А.Пушкин; оформляются тематические выставки (1 раз в квартал); тематическая выставка о космосе или же выставка, посвященная животным. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Воспитательно-образовательная работа с детьми:

-  Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.

- Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.

- Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

 

 

 

Оснащение книжного уголка Старшая группа 0т 5-6 лет.

       В старшей группе содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на витрине увеличивают от 8 и до 12, но в распоряжении детей книг должно быть больше. Книги могут быть одного наименования, но иллюстрированные разными художниками. Учитывая изменения, произошедшие в литературном развитии детей, перечень художественной литературы расширяют за счет разных авторов, разной тематики и разных жанров, а также за счет детских журналов. В перечень входят русские народные сказки и сказки народов мира, литературные сказки русских и зарубежных авторов, произведения русских классиков и современных писателей. По тематике здесь должны быть произведения о природе, научно-познавательные, юмористические и др., разного формата, с иллюстрациями и без них. Для витрины книги выбираются с учетом интересов детей, их знаний о творчестве того или иного писателя, юбилейных дат, времен года, задач воспитания. Для смены материала определенных сроков нет, она зависит в первую очередь от заинтересованности детей и определяется воспитателем.   Сюда помещаем:

· Портреты писателей и художников – иллюстраторов .

· Книги, которые рекомендованные программой; «От рождения до школы»

· Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;

· Энциклопедии («умные» книжки).

· Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;

 · Наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;

 · Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки.

Воспитательно-образовательная работа с детьми:

     Старшие дошкольники достаточно самостоятельны в выборе книг и умении с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвенным, корректным.

 · Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с книгой;

· Способствует совместному рассматриванию и обсуждению.

· Общение воспитателя и ребенка носит теплый, доверительный характер;

· Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств;

 · А также педагог закрепляет преобладающий интерес дошкольников к сказкам;

· Формирует гражданские черты личности, патриотические чувства;

· Знакомит с миром природы, ее тайнами. Кроме того, в старших группах необходимо иметь материалы и оборудование для ремонта книг: полоски бумаги; клеенка, тряпочка; кисточка; клей; скотч.

Подготовительная группа от 6-7 лет.

           Чем старше дети, тем серьезнее и объемнее книги располагаются в книжном уголке. Количество книг не должно быть регламентированным. Оно зависит от тех задач, которые ставит воспитатель в работе с детьми в течение дня или недели. В подготовительной группе рекомендуется помещать в книжный уголок:

· книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.);

 · 2-3 сказочных произведения;

· стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;

· издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;

· весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;

 · книги, которые дети приносят из дома;

· добавляются книги на школьную тематику;

· тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др. Так же должны быть иллюстрации художников к книгам; портреты известных детских писателей, поэтов.

Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, можно поместить в книжный уголок азбуки разного рода: прозаические, поэтические, художественные.

 В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотека. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.) Дети берут книги из библиотеки по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место. В книжный уголок можно поставить магнитофон со сказками. Также можно на полочке-витрине выставить книги для самостоятельного чтения. Иногда дети приносят книги из дома, им хочется, чтобы воспитатель обязательно их прочел, рассмотрел, показал всем детям. В связи с этим можно также устроить выставку домашних книг. Пусть дети расскажут о своей книге, о том, что им в ней нравится.

Воспитательно-образовательная работа с детьми:

            В подготовительной группе можно организовать дежурство воспитанников, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность. Детей седьмого года учат понимать мотивы поступков героев, позицию автора и его отношение к своим героям. Дошкольники получают более глубокие знания о том, как создается книга, сколько людей трудится над тем, чтобы она дошла до читателя. Беседы со старшими дошкольниками необходимо сочетать с показом иллюстраций, повторным чтением, с организацией игр-драматизаций, частым возвращением к ранее прочитанным книгам, ведь с возрастом дети воспринимают их иначе, более осознанно. Герои книг оживают в рисунках и лепке дошкольников. Из лучших рисунков составляются альбомы, выставки для книжного уголка. Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

Для того, чтобы приобщить детей к трудовой деятельности и воспитывать в них положительное и бережное отношение к книге, в уголке может быть организована «Мастерская по ремонту книг». В подготовительных группах дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг должны быть размещены в книжном уголке. Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры, такие как «Собери картинку», «Любимые сказки», пазлы по мотивам известных детям сказок, игры бродилки. Наличие разных видов театра в книжном уголке, способствует закреплению знакомых сказок, стихов, потешек, и совершенствованию художественно-речевых навыков, умению интонацией передать характер героев. Увлекательной и результативной формой работы по воспитанию интереса к книге является создание книг своими руками. Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники. В Уголке Книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.

        Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки. Цель тематической выставки-углубить литературные интересы детей. Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей. Книжные выставки лучше проводить к предстоящим праздникам, юбилеям писателей или художников-иллюстраторов, или ко дню детской книги.

1. Необходим тщательный отбор книг, иллюстраций художников, открыток, картинок, фотографий, а также детских рисунков. Можно привлекать детей к оформлению выставок, приглашать ребят из соседней группы. -формировать культуру поведения (этикет). Формировать диалогического общение: умения задавать вопросы, отвечать на заданные вопросы.

2. Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. внимание и интерес дошкольников будет снижаться.

                     Требования к организации выставки

· Тематические выставки планируются за 1 месяц до ее оформления.

· Младшие группы- 1-2 в конце года (после адаптационного периода).

 · Средняя группа - 3-4 раза в год.

· Старший дошкольный возраст 5-6 и более. Например, можно посвятить выставку даже одной книги, где опубликовано произведение, проиллюстрированное разными художниками. Дети старшего возраста не только с удовольствием рассмотрят эти шедевры книжного искусства, но и обязательно заметят различия в творческой манере художников, выберут себе ту книгу, которая  будет ближе их эстетическому вкусу.

Комментарии

публикации