Мелкая моторика
Мелкая моторика
Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из
факторов её формирования.
движение пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной
системы и ускоряют речевое развитие ребенка.
Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные
возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков. В свою
очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного
анализатора и зрительного восприятия, разных видов чувствительности,
пространственной ориентации, координации движений и др.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной
готовности к обучению в школе. Ребенок, который имеет высокий уровень развития
мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно
развиты память, внимание, связная речь.
Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до
поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям,
играм, разнообразным заданием на развитие мелкой моторики и координации движений рук решают
одновременно несколько проблем: во-первых, влияют на общее интеллектуальное
развитие ребенка, во-вторых, улучшают речевое
развитие малыша,
в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.
С самого раннего возраста необходимо начинать работу по развитию мелкой
моторики. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем
самым на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и
младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые
сопровождаются стихотворным текстом (например “Сорока”), не забывать о развитии
элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц,
завязывание шнурков и т.п. А в старшем дошкольном возрасте робота по развитию
мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью
подготовки к школе.
Чтобы достичь весомых результатов, работа по развитию мелкой
моторики должна проводиться регулярно. Помните, что малышам
предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Старшим
детям задания можно усложнять. Задания по развитию движений пальцев рук должны
приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомления. Большое значение в
этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей
данного возраста. Необходимо объяснять значение тех или других движений или
положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать
благоприятное эмоциональное настроение.
Можно предложить малышам следующие задания:
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики.
- Нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать ожерелье.
- Сжимать и разжимать кулачки.
- Делать слабые кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы; и крепкие, которые не разожмёшь.
- Двумя пальцами руки (указательным и средним) “ходить” по столу, сначала медленно, а затем быстро, как будто они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а затем левой рукой.
- Показывать отдельно только по одному пальчику.
- Барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.
- Махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью.
- Хлопать в ладони тихо и громко, в разном темпе.
- Нанизывать большие пуговицы на нить.
- Завязывать узелки на верёвке.
- Застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.
- Закручивать шурупы, гайки.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
- Составление матрешек.
- Рисование в воздухе.
- Игры с песком, водой.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
- Резать ножницами.
Важной частью работы по развитию мелкой
моторики является
пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональны, их можно проводить,
возвращаясь из детского садика, сидя в очереди к врачу, в транспорте и дома.
Такие занятия увлекают, способствуют развитию речи и творческой деятельности. В ходе
“пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют мелкую
моторику рук.
“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.п. В начале и в конце игры необходимо включать упражнения на расслабление, чтобы снять лишнее напряжение в мышцах. Это может быть поглаживание от кончиков пальцев к ладони, легкое потряхивание кистями рук, махи руками.
“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.п. В начале и в конце игры необходимо включать упражнения на расслабление, чтобы снять лишнее напряжение в мышцах. Это может быть поглаживание от кончиков пальцев к ладони, легкое потряхивание кистями рук, махи руками.
Моя семья
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Ну, а этот пальчик – я,
Вот вся моя семья (Поочередное сгибание пальчиков начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Ну, а этот пальчик – я,
Вот вся моя семья (Поочередное сгибание пальчиков начиная с большого)
Сорока
Сорока - белобока
Кашу варила
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил
И воды не носил,
Ты и печь не натопил.
(Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки)
Кашу варила
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил
И воды не носил,
Ты и печь не натопил.
(Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки)
Зайцы
Скачет зайчик маленький
Под высокою сосной,
Ну, а под другой сосной,
Скачет заинька второй. (Указательный и средний пальцы правой руки подняты вверх, все другие выпрямлены и соединены. Ладонью правой руки держать вертикально вверх. Пальцы широко расставлены. И так же другой рукой)
Под высокою сосной,
Ну, а под другой сосной,
Скачет заинька второй. (Указательный и средний пальцы правой руки подняты вверх, все другие выпрямлены и соединены. Ладонью правой руки держать вертикально вверх. Пальцы широко расставлены. И так же другой рукой)
Комментарии
Отправить комментарий