Мелкая моторика

Мелкая моторика



Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов её формирования.
движение пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют речевое развитие ребенка.
Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, разных видов чувствительности, пространственной ориентации, координации движений и др.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.


Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, разнообразным заданием на развитие мелкой моторики и координации движений рук решают одновременно несколько проблем: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, улучшают речевое развитие малыша, в-третьих, готовят его к овладению навыками письма. 
С самого раннего возраста необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем самым на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом (например “Сорока”), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п. А в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки к школе.
Чтобы достичь  весомых результатов, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Помните, что малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Старшим детям задания можно усложнять. Задания по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомления. Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста. Необходимо объяснять значение тех или других движений или положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать благоприятное эмоциональное настроение.

Можно предложить малышам следующие задания:
  • Разминать пальцами пластилин, глину. 
  • Катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики. 
  • Нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать ожерелье.
  • Сжимать и разжимать кулачки.
  • Делать слабые  кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы; и крепкие, которые не разожмёшь.
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) “ходить” по столу, сначала медленно, а затем быстро, как будто они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а затем левой рукой.
  • Показывать отдельно только по одному пальчику.
  • Барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.
  • Махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью.
  • Хлопать в ладони тихо и громко, в разном темпе.
  • Нанизывать большие пуговицы на нить.
  • Завязывать узелки на верёвке.
  • Застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.
  • Закручивать шурупы, гайки.
  • Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
  • Составление матрешек.
  • Рисование в воздухе.
  • Игры с песком, водой.
  • Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  • Резать ножницами.

       Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональны, их можно проводить, возвращаясь из детского садика, сидя в очереди к врачу, в транспорте и дома. Такие занятия увлекают, способствуют  развитию речи и творческой деятельности. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют мелкую моторику рук.
“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз” и т.п. В начале и в конце игры необходимо включать упражнения на расслабление, чтобы снять лишнее напряжение в мышцах. Это может быть поглаживание  от кончиков пальцев к ладони, легкое потряхивание кистями рук, махи руками.

Моя семья
Этот пальчик – дедушка, 
Этот пальчик –  бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Ну, а этот пальчик – я,
Вот вся моя семья (Поочередное сгибание пальчиков начиная с большого)
Сорока  
Сорока - белобока
Кашу варила
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил
И воды  не носил,
Ты и печь не натопил.
 (Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки)
Зайцы
Скачет зайчик маленький
Под высокою сосной,
Ну, а под другой сосной,
Скачет заинька  второй. (Указательный и средний пальцы правой руки подняты вверх, все другие выпрямлены и соединены. Ладонью правой руки держать вертикально вверх. Пальцы широко расставлены. И так же другой рукой)

Комментарии

публикации