Речь как средство педагогической деятельности воспитателя


«Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, словом можно убить или оживить, ранить, … посеять смятение и безнадежность. Рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбку и заронить неверие. Вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души».
В. А. Сухомлинский.



В последнее время,очень часто сталкиваюсь с педагогами, которые имеют дефекты речи,произносят слова с ошибками или просто не следят за тем,что они говорят. Смотря на все это,мне как логопеду - по образованию, становится неловко. Назревает вопрос - :"Чему такой педагог может научить ребенка?"
Поговорим об этом немного подробнее...
Важнейшим элементом профессионального мастерства современного воспитателя является устная речь, которая служит средством педагогической деятельности.

Воспитатель  непременно должен обладать отличной речью. Ведь ребенок должен учиться правильно говорить, высказывать свои мысли, а уже в дальнейшем учиться писать для письменного их изложения.

Исходным моментом в формировании речевой культуры детей является речь самого воспитателя. М. А Рыбникова подчеркивает: «Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для учащихся».

Следовательно, внимание к образцовой речи, какой и должна являться речь воспитателя, поможет сформировать у ребенка языковой вкус, критическое отношение к собственной устной речи, потребность в совершенствовании ее, поможет им осознать основные правила речевого поведения.

Еще Я. А. Коменский считал, что педагог должен в такой степени владеть словом, которое обеспечивает полное внимание со стороны учеников. Язык педагога, по его мнению, должен быть точным и ясным, выразительным, ярким и привлекательным для учащихся.

Воспитатель должен своим словом не просто повлиять на ребенка, организуя его целесообразное поведение, но и суметь изменять это поведение в зависимости  от различных социальных ситуаций. Речь педагога должна не только включать учеников в живой процесс сознательного творческого освоения знаний, но и вызвать у них ответное сопереживание. Для воспитателя наиболее важным в этом процессе является не столько сам акт передачи информации, сколько ее оценка слушателями, то есть степень воздействия речевого высказывания.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует о его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не воспитатель обязан владеть культурой речи.

Специфика педагогической профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Поэтому у него, как ни у кого другого, культура речи должна быть  на высоком уровне.

В речи педагог  выражает всего себя целиком: свою душу, интеллект, эмоции, волю, характер, темперамент, филологические способности, отношение к воспитанникам и учебному предмету. Учащиеся улавливают в речи педагога прежде всего отношения и эмоции.

Правильная, эмоциональная, коммуникативно-целесообразная речь педагога позволяет ему эффективно воздействовать на разум и чувства ребенка, воспитывать гармоничную личность.

Среди способов речевого общения педагога и ученика немаловажными являются и элементы юмора на занятии, шутка, легкая ирония.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что без высокой культуры речи воспитателя, без соблюдения им норм речевого этикета не будет культурного образованного ученика.

Процесс правильного восприятия учащимися материала зависит от совершенства речи воспитателя, для которого четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога.

В процессе  своей работы воспитатель должен реализовать на занятии определенные требования, которые кратко можно сформулировать следующим образом:

- Следить за своей речью, не допуская нарушения норм литературного языка; речь педагога - образец для учащихся;

- Внимательно следить за речью учащихся, добиваясь ее логичности, связности, литературной правильности;

- Требовать от учащихся полных, ясных, развернутых ответов с доказательствами;

- Объяснять значение, произношение и правописание всех новых слов, встречающихся при объяснении учебного материала.

Результативность учебно-воспитательной работы  во многом зависит от уровня учебной культуры воспитателя. Особенно важно для преподавателя любой дисциплины владеть связной речью, так как одним из эффективных методов объяснения учебного материала является связный рассказ педагога.

Правильная, точная и чистая речь - это лишь первая ступень речевой культуры. Соблюдения только этих требований к речи для воспитателя недостаточно. Его речь должна быть также стилистически целесообразной, соответствовать содержанию, условиям и задачам высказывания.

Не менее важным является техника речи. Владеть речевой техникой - это значит добиться интонационной подвижности и выразительности, мягкого, свободного, четкого звучания; уметь пользоваться нюансами тембра.

Заканчивая разговор о культуре речи, подведем некоторые итоги и определим перспективы, связанные с совершенствованием речевой культуры педагога.

Культура речи – это сложное многоаспектное понятие, в содержании которого отражены соотношения языка и речи, речи и мышления, речи и сознания, речи и действительности. Характер этих соотношений и взаимосвязей обеспечивает коммуникативный процесс общения воспитателя и учащихся, сущность которого заключается в обмене мыслями, чувствами, переживаниями, настроениями. Важно также помнить, что с помощью языка, разнообразных средств воспитатель в ходе общения формирует и формулирует мысли, лежащие в основе того или иного высказывания.

Культура речи педагога - это культура общения с учениками. Педагог должен своим словом не просто повлиять на ученика, организуя его целесообразное поведение, но и суметь изменять это поведение в зависимости  от различных социальных ситуаций. Речь педагога должна не только включать учеников в живой процесс сознательного творческого освоения знаний, но и вызвать у них ответное сопереживание.

Комментарии

публикации