Я САМ!



Наступает момент, когда ребенок серьезно произносит "Я сам!" Это приводит родителей в восторг. Пока дело не доходит до требований трехлетнего члена семьи самостоятельно починить компьютер папиным паяльником...

Стремление к самостоятельности у малыша проявляется уже к полутора годам. Ребенок хочет поскорее избавиться от опеки взрослых, на все просьбы он говорит:

"Нет", делает все наоборот. Малышу не нравится, когда ему помогают, стараются сделать за него то, что он уже умеет. В раннем детстве ребенок не отделяет себя от окружающих его людей, предметов; отношение малыша к себе заимствовано у взрослых. Он обращается к себе в третьем лице, например, девочка двух лет говорит родителям:

"Мы возьмем меня к бабушке!" или "Дайте Тане куклу!"

С усовершенствованием предметной деятельности и развитием речи усложняются взаимоотношения со взрослыми. Ребенок начинает понимать, что его мать и другие люди существуют отдельно от него. С конца второго года ребенок начинает знакомиться с собой. В этом ему активно помогают взрослые, объясняя, что изображение в зеркале — это он, а не другой малыш. Малыш начинает внимательно рассматривать себя в зеркале, изучать, придавать большое значение своему имени, которое принадлежит именно ему, а не просто служит средством общения со взрослыми. Прочное место в лексиконе ребенка занимает слово "я", а после двух лет — знаменитое: "Я сам!"

На втором году жизни при правильном воспитании попытки самостоятельности ребенка могут быть направлены в разумное русло: вы можете научить малыша самостоятельно одеваться и раздеваться при вашей ненавязчивой помощи, мыть руки перед едой. Он может уже подолгу сам играть, не отвлекаясь, в течение 15-20 минут.

К трем годам ребенок уже говорит: "Я", знает свое имя и начинает запоминать свою фамилию. Он узнает себя на фотографиях, понемногу получает понятие о времени.

Дома ребенок хочет иметь обязанности, и нет никаких причин отказывать ему. "Я сделаю это сам", — говорит малыш. Он сам раздевается, а немного позже научится и одеваться. Он старается с большим или меньшим успехом завязать шнурки на ботинках. Самое время попросить малыша чистить себе зубы самому, хотя бы вечером.

УТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В полтора года ребенок уже ходит. Он может перемещаться сам и старается удалиться от родителей. Его обращение с предметами отличается ловкостью и быстротой, за которыми невозможно уследить. Малыш хочет все потрогать, чтобы все знать. Он начинает говорить и все чаще выражает свои пожелания. Таким образом, с полутора до 3-х лет его личность прочно утверждается. Но малыш все время разрывается между желанием быть самостоятельным и чувством зависимости от родителей. Ему одновременно хочется уйти из-под их контроля и получить поддержку от их присутствия. Этот период для ребенка полон волнений. Открытия, которые он делает, становятся для него эмоциональным шоком. Находясь во власти противоречивых порывов, малыш может стать беспокойным, нервным и приобрести привычку к противостоянию, не лишенному агрессивности. Это очень похоже на трудности подросткового периода: ребенок будет готов броситься завоевывать мир, захочет освободиться от авторитета родителей, но должен признавать, что они все-таки необходимы. Этот внутренний конфликт иногда выражается очень бурно. Подготовьтесь к этому трудному периоду.

Ребенок узнал слово "нет" в годовалом возрасте, и на втором и третьем годах жизни оно становится в его лексиконе основным. Чтобы утвердить себя, малыш должен противоречить вам. Иногда он начинает отвечать "нет" на все вопросы и все предложения.

Такое отношение не всегда легко выносить, так как оно может проявляться почти во всех областях повседневной жизни: играх, одевании, но, главное, во всем, что касается сна и еды.

Вы говорите ребенку: "Мы идем гулять". Вы спрашиваете его: "Хочешь поиграть с куклой?" Вы зовете малыша:"Пошли обедать". А он на все отвечает: "Нет". Хотя ему ужасно хочется сказать"да". Заранее говоря "нет", ребенок оставляет себе время принять решение, подумать, прежде чем сделать выбор. Это отношение — вечные отказы — не должно восприниматься родителями как поражение, наоборот, оно подтверждает, что ребенок понемногу строит свою личность, становится индивидуальностью в полном смысле слова и, значит, отделяется от матери.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СО ЗНАКОМ МИНУС

Ваш ребенок говорит "нет" на все, что ему предлагают, не хочет засыпать, не хочет есть вместе с отцом, не хочет ходить в ясли, у него бывают приступы ярости, он бьет ногой кошку, кусает сестру... и вы не знаете, что делать. Чудодейственного средства, чтобы избежать этих состоянии, не существует, так как эти проявления свойственны данной стадии развития ребенка. Поэтому необходимо дать малышу возможность отреагировать, в то же время стараясь ввести это в какие-то рамки.

Ребенок чувствует себя все более самостоятельным, но он разрывается между желаниями быть с родителями и| избежать их контроля. Он не может сам разрешить противоречия, которые терзают его. Малышу необходимо, чтобы его понимали. Когда ребенок становится капризным и упрямым, попробуйте поспорить с ни|м. Не думайте, что он слишком мал, чтобы понять то, о чем вы его просите.

Говорите просто. Ребенок не может сформулировать мотивы своего недовольства сам, но, если вы возьмете на себя труд назвать трудности, которые он испытывает и которыми, возможно, объясняется его агрессивность, малыш будет в состоянии вам ответить, и ему будет легче. Так или иначе, конфликты существуют. Не нужно (более того, опасно!) отвечать на грубость ребенка грубостью. Но так же вредно пустить все на самотек и плыть по течению под предлогом избегать конфликтов. Ребенок должен знать, что всему есть предел. Слишком большая свобода пугает его, так как она оставляет малыша в полном- одиночестве перед выбором: что же делать! Это толкает ребенка на то, чтобы спровоцировать запреты путем недозволенных действий, которые к тому же могут подвергнуть малыша опасности.

Сцена, знакомая многим родителям: ребенок начинает кричать, потом дрожит, бросает игрушки вам в лицо, катается по земле, старается вас ударить. Малыш обнаружил, что он самостоятелен, но не может еще сделать сам то, что он хочет. Чтобы получить желаемое, он испытывает ваши слабые места, старается понять, до чего можно доходить, проверяет вашу реакцию.

Лучше локализовать эту неприятность, так как, если ее проигнорировать, она может выражаться реакциями противодействия, которые будет труднее распознать и вылечить: например, длительными расстройствами сна или трудностями в школе. Постарайтесь развлечь ребенка, терпеливо урезонить, объяснить причины его злости и сказать, что вы поняли, почему он расстроился. Если, несмотря на все усилия, ничего не получается, остается только переждать бурю, противопоставив эмоциям малыша свое спокойствие и все благоразумие, на которое вы способны.

Комментарии

публикации