"Важность трудового воспитания детей в семье"

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитывается с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, малыш все лучше ориентируется в пространстве.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А также труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
Труд детей в семье для должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи малыша уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое–какие навыки получит.
На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду. Например, ваш дом –это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.
Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети дошкольного возраста? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, малыш может помочь маме в приготовлении к ужину, например, в сервировке стола. Ребенку вполне по силам полить комнатные растения, покормить домашних питомцев.
Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснить, что, за чем, и почему делается. Ребенок необходимо знать зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у дошкольников сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придется есть из грязной.
Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постепенно у ребёнка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.
Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте малыша, умейте ждать, пока он завершит работу сам.
Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию у дошкольников организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к школе.
Пословицы о труде и мастерстве.
Терпенье и труд всё перетрут.
Кто не работает, тот не ест.
Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а кто по ней за плугом ходит.
Труд украшает человека.
Счастье и труд вместе живут.
Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.
Землю солнце красит, а человека — труд.
Суди о человеке по его труду.
Не тот живет больше, чей век дольше, а тот живет дольше, чьих трудов больше.
Кто в труде впереди, у того орден на груди.
Труд все побеждает.
Где труд, там и счастье.
Где охота и труд, там поля цветут.
Без труда жить, только небо коптить.
В труде рождаются герои.
Передовик не тот, кто один впереди идет, а тот, кто сам шагает и другим помогает.
Всякое дело концом хорошо.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Больше дела, меньше слов.
В больших делах пустяков нет.
Дело словом не заменишь.
Дело не комар: от него не отмахнешься.
Не за свое дело не берись, а за своим — не ленись.
От скуки бери дело в руки.
Не тот пригож, кто лицом хорош, а кто на деле гож.
Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Кто мало говорит, тот больше делает.
Кто ладно строит, тот дорого стоит.
Счастливым и красивым делает человека работа.
Работаешь добросовестно, в глаза людям смотреть не совестно.
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Если спорится работа — спать неохота.
Работай до поту — поешь в охоту.
Кому работа в тягость, тому неведома радость.
Хорош садовник, хорош и крыжовник.
Всяк свою работу делай, на другого не кивай.
Здоров в еде, да хил в труде.
Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.
Люби дело — мастером будешь.
Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
Всякому молодцу ремесло к лицу.
Каков мастер, такова и работа.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Построить здание — надо иметь знание.
Дом возвести — не плетень заплести.
Уменье везде найдет примененье.
Есть терпение, будет и умение.
Ремесло не коромысло — плеч не оттянет.
Не игла шьет, а руки.
Не топор тешет, а плотник.
Не котел варит, а стряпуха.
Не молот кует железо, кует кузнец.
Инструмент хорошо работает в хороших руках.
Руки ценят не по рукавам, а по делам.
Сам молчун, да руки громкие.
Рукам — работа, душе — праздник.
Кто на все руки, у того нет скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Не разгрызешь ореха — ядра не съешь.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Не начав — думай, а начав — делай.
Хорошее начало — половина дела.
Один день дорог для того, кто делает все вовремя.
Откладывай безделье, да не откладывай дело.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Что отложено, то потеряно.
Делу — время, потехе — час.
Кончил дело, гуляй смело.
На чужой каравай рта не разевай, а пораньше вставай да свой добывай.
На чужую работу глядя, сыт не будешь.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Велик телом, да мал делом.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Без работы день годом кажется.
Готово-то готово, да сделано бестолково.
Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.
Белые ручки чужие труды любят.
Слаще всех плодов плод труда. (Армян.)
В свете нет дел без труда. (Армян.)
Хоть ручки черны, да работа бела. (Белорус.)
Невыполнимой работы не бывает. (Азерб.)
Со временем и терпением из стебля конопли получается рубашка. (Немец.)
Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью. (Кит.)
Когда ешь побеги бамбука, вспомни человека, который выращивает его. (Кит.)
Считай труд за отдых, когда перед тобой великая цель. (Иран.)
Трудолюбию учатся три года, лени — три дня. (Кит.)
Источник жизни — в труде, а успеха — в сноровке. (Монг.)
Один день заменяет три тому, кто умеет все сделать вовремя. (Кит.)
Лучше день подумать, чем целую неделю впустую трудиться. (Финск.)
Опыт — самый лучший наставник. (Латин.)
Помахаешь косой, будет сладок покой. (Болг.)
Кто не умеет отдыхать, тот не может и хорошо работать. (Кит.)
У трудолюбивого амбары полны, у лентяя посуда пуста. (Бурят.)
Торопливость делу не помогает. (Япон.)
Не иметь работы — тоже тяжкий труд. (Азерб.)
Плохой танцор всегда говорит, что земля неровная. (Вьетн.)
Торопись — и у сегодняшнего дня будет вечер. (Литое.)
Кто прорыл арык, знает, где источник. (Азерб.)
Кто набирает много дел, ни одного не выполнит. (Болг.)
Кто много начинает, тот мало кончает. (Немец.)
Бесполезно наносить узор на воду. (Тадж.)
Свое дело легче ваты, а чужое дело тяжелее камня. (Узбек.)
Сам пилит криво, а винит пилу. (Вьетн.)
Плохому танцору и сапоги мешают. (Белорус.)

Комментарии

публикации